Economtermin.ru - Экономические термины, новости экономики, банки мира
    Главная   Экономические термины    Новости экономики    Банки    Компании    Недвижимость    IT-бизнес    Шоу-бизнес    Богатство   en 
Экономические термины
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Статьи
Автокредит
Детские игровые комплексы для улицы: особенности выбора
Перевозка опасных грузов – работа для настоящих профессионалов
Лизинг оборудования для юридических лиц
Аренда спецтехники - экономия во время строительства
Конденсатоотводчики: назначение и критерии выбора
Ремонт грузовых автомобилей: что нужно знать
Инвестиции в коммерческую недвижимость Чехии
Обязательна ли флюорография?
Московское агентство недвижимости «Кремлевские Ключи»
Как зарабатывать на дому с мобильного телефона
Идеи бизнеса в маленьком городе с нуля
Фискальная политика государства
Раздел:   Экономические термины » Макроэкономика      10 марта 2018  
С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей.

Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику.

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.

В периоды спадов производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, увеличивает свои расходы, которые обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает изменение чистого национального продукта в результате изменения расходов государства. Его можно определить как отношение первого ко второму. Действие мультипликатора приводит к тому, что прирост государственных расходов вызывает в несколько раз больший прирост реального чистого национального продукта.

Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема чистого национального продукта. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг.

Таким образом, увеличивая свои расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Например, в период быстрого экономического подъема, чтобы обеспечить плавный и непрерывный рост, правительство может ввести новые налоги или повысить ставки действующих. Это приведет к сокращению доходов и совокупного спроса, а значит, и реального чистого национального продукта. Существует налоговый мультипликатор, который показывает изменение реального чистого национального продукта в результате изменения налоговых поступлений в бюджет, и определяется как их отношение.

Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а, следовательно, и на объем чистого национального продукта, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Увеличение или уменьшение налогов оказывает меньшее влияние на совокупные расходы, чем изменения государственных расходов.

На практике уровень государственных закупок, налогов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная стабильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.

Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличится доля доходов, остающаяся у населения и предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При росте ВНП увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрессивному увеличению налоговых поступлений.

Система пособий по безработице и социальные выплаты также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам; сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Из-за действия автоматических стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты были незначительны.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, иначе говоря, проводить стимулирующую фискальную политику. В случае инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику, которая включает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов или сочетание того и другого.

Создается впечатление, что механизм фискальной политики прост, но это не так. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономике действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год-полтора), а за этот период экономическая ситуация может резко измениться.

 
Читайте также:

  • Государственная фискальная политика: определение и ее виды
  • Неоклассический синтез как основа экономической политики государства
  • Бюджетно-налоговая политика
  • Эффект чистого экспорта и проблемы фискальной политики в мировой экономике
  • Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы


  • Банки

    Международный валютный фонд

    Уолл-стрит

    Bank of America

    JP Morgan Chase

    Wells Fargo

    Citigroup

    Goldman Sachs

    Morgan Stanley

    HSBC

    Barclays

    BNP Paribas

    Credit Agricole

    UBS

    Credit Suisse

    Royal Bank of Scotland (RBS)

    Deutsche Bank

    Сбербанк России

    ПриватБанк

    Главная   Экономические термины    Новости экономики    Банки    Компании    Недвижимость    IT-бизнес    Шоу-бизнес    Богатство    Контакты


    Экономические термины
       Copyright 2018 © economtermin.ru